Учителю

  Уважаемые коллеги! Одна из областей моих профессиональных интересов - это «Овладение эффективными педагогическими технологиями и внедрение их в практику обучения и воспитания современных школьников». 
  Среди прочих технологий, особое внимание я уделяю ИКТ как средству повышения качества обучения химии.   

"...Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции" 
   В. Сухомлинский  



   Современные средства обучения (компьютер, Интернет, мультимедиаколлекция и т.д.), не снижая ведущей роли преподавателя, способствуют повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учащихся и преподавателя.
При обучении химии, наиболее естественным является использование компьютера, исходя из особенностей химии как науки.
  
На каждом конкретном уроке могут быть использованы определенные программы, исходя из целей урока, при этом функции учителя и компьютера различны. Программные средства для эффективного применения в  учебном процессе должны соответствовать курсу химии соответствующе­го профиля обучения, иметь высокую степень наглядности, простоту ис­пользования, способствовать формированию общеучебных и специальных предметных умений, обобщению и углублению знаний и т.д.
Использование программных средств в обучении химии дает возможность:
  1. Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
  2. Осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;
  3. Осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;
  4. Осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;
  5. Визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране компьютера данного процесса, в том числе скрытого в реальном мире;
  6. Проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента;
  7. Формировать культуру учебной деятельности обучаемого и обучающего.
Для успешной организации учебно – воспитательного процесса возможно использование различных программных продуктов. Возможности прикладных программ Microsoft Office неограничены. Мною разработаны и активно используются презентации, охватывающие практически весь курс химии. В презентации включаю иллюстративные материалы, задания для фронтальной работы, тестовые задания, исторические факты, занимательные задания и т.д. Применяю при изложении нового материала, применении знаний, обобщении и систематизации материала на этапе контроля. 
   


Большие возможности для личностного развития предоставляет использование Интернет в учебно – познавательном процессе. В условиях инновационного образовательного учреждения, располагающего соответствующей материальной базой, применение Интернет открывает принципиально новые возможности для познавательной и творческой самореализации всех субъектов образовательного процесса.
Работа в Интернет позволяет и учебному заведению, и каждому участнику образовательного процесса успешно включиться в единое образовательное пространство.


Использование Интернет в обучении химии:
  •  Поиск конкретной химической информации на конкретном сайте (учащиеся готовят сообщения, рефераты по конкретным темам курса);
  • Посещение сайтов культурно – просветительских, научных учреждений, производственных предприятий, ВУЗов и т.д.
  • Использование страниц учебных заведений различного профиля и уровня для проведения тренинговых занятий по выполнению заданий, составленных этими заведениями, например, при подготовке к олимпиадам и т.д. 
  •  Проведение игр, викторин, интеллектуальных марафонов между учебными заведениями (учащиеся активно принимают участие в интернет – олимпиадах по химии);
  •   Использование информации, размещенной на сайтах, на уроках и во внеурочной работе;
В рамках этих направлений мною был создан и проведен учебный телекоммуникационный проект «Соль Земли» для учащихся 8 – 9 классов, направленный на расширение представления о практическом значении химии в повседневной жизни человека на примере поваренной соли. Проект состоит из этапов: представление команд, «соленые» вопросы, «соль жизни», «Куда девать пуд соли?», рефлексия. Этот проект можно отнести к практико – ориентированному, межпредметному.
Химическая страница школьного Интернет – сайта способствует повышению качества знаний, существенно усиливает мотивацию изучения предмета, повышает уровень индивидуализации обучения, интенсифицирует в целом процесс обучения химии.




На сегодняшний день по-новому я вижу подход в создании дидактических средств. Меня увлекает создание и внедрение в образовательный процесс медиадидактических средств обучения. 
Медиадидактические средства обучения кабинета химии должны соответствовать новому содержанию курса химии, предоставлять учителю возможность на высоком уровне с помощью современных образовательных технологий преподавать программный материал, затрачивая на это минимум сил и времени. К таким средствам можно отнести интерактивные тесты, кроссворды, тренажеры, флеш-объекты и т.д.
В рамках интерактивной презентации это может быть анимированный плакат, лента, схема процесса, задания и т.д. Такие средства хорошо сочетаются при работе в режиме интерактивной доски.
Применение ИКТ на уроках химии усиливает восприятие нового материала, облегчает его усвоение и запоминание, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащихся, способствует повышению познавательной активности, дает возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении, способствует росту информационно – коммуникативной  и учебно – исследовательской культуры учащихся.


Совсем новым для меня является использование образовательного блога в учебном процессе. Я только учусь... 
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~